Исследование ОО "Интерньюз-Украина": Olx.ua лучше защищает персональные данные, Silpo.ua — хуже

21.09.2021
4400

Фото: unsplash.com

ОО "Интерньюз-Украина" представила результаты исследования 20 ведущих технологических украинских компаний на предмет соблюдения ими цифровых прав пользователей. Согласно исследованию лучшие результаты продемонстрировали Olx.ua и Ukr.net с показателями 77,5% и 70% баллов из максимально возможных 100%. 


 «Мы взяли частные корпоративные политики частных компаний, в которых они описывали, каким образом они работают с персональными данными. Также исследовали организацию сайта. Нашей целью было установить,  соблюдаются ли стандарты в сфере защиты персональных данных и какова культура хранения и распоряжения персональными данными у компаний», — рассказала юрист с медийного права (ЦЕДЕМ) Татьяна Авдеева.

В список рассматриваемых 20 компаний вошли: Kyivstar, Lifecell, Vodafone, Rozetka, Olx.ua, Nova poshta, Ukr.net, Comfy.ua, Foxtrot.ua, Eldorado.ua, Prom.ua, Citrus.ua, Allo.ua, Kasta.ua, MakeUp.com.ua, Zakaz.ua, Silpo, Triolan, DataGroup, Lanet.

Перед демонстрацией исследования авторы обратили внимание на то, что этими результатами они не пытаются приуменьшить роль любой из технологических компаний из исследования. Наоборот, целью является обсуждение того, как эти компании могут меняться, поскольку изменения необратимы.

Internews Ukraine опирались на следующие критерии в исследовании: соблюдение требований действующего законодательства Украины о персональных данных, соблюдение европейских стандартов персональных данных, технологические аспекты работы сайта и удобство пользования сайтом и инклюзивность.

Минимальный показатель для компаний составляет 50%, то есть если компании хотя бы на 50% соответствуют критериям защиты персональных данных, можно утверждать, что эти компании уже сделали достаточно, чтобы критерий для роста был настолько большим»,  — отметил консультант по цифровым технологиям Виталий Мороз.

Оценку более 50% получило 11 компаний, среди которых Olx.ua (77,50%), Foxtrot (65%), Comfy (62,50%), Prom (57, 50%), «Алло» (57,50%), Kasta (57,50%), «Новая почта» (52,50%), Zakaz.ua (52,50%).

 

При этом 8 из 12 компаний получили оценку менее 50%, среди них: DataGroup (47,50%), Eldorado (47,50%), Lifecell (45%), Rozetka (45%), MakeUp. (42,50%).

«Каждая компания, которая присутствует в исследовании, находится на определенном этапе институционального развития. Очевидно, что, чем больше компания, чем больше у нее персонала и чем больше у нее ресурсов, которыми она распоряжается, тем больше шансов для нее разработать и совершенствовать корпоративную политику», — подытожил Виталий Мороз.

Относительно категории соблюдения европейских стандартов персональных данных, большинство компаний не набрали максимально высоких баллов в этой категории. Наивысшую оценку получили OLX.ua (83,3%) Prom.ua (75%) Ukr.net (75%).

 

Инсайты исследования

  • На сайтах четырех компаний (Vodafone.ua, Silpo.ua, Triotlan.com, Lanet.ua) нет отметки для пользователя о предоставлении разрешения на обработку его персональных данных, хотя это является одним из требований законодательства.

  • 10 компаний (среди них Rozetka, Comfy.ua, Allo.ua, Kasta.ua, Silpo.ua и Zakaz.ua) не информируют, в течение какого времени эти компании будут сохранять информацию о пользователе.

  • На сайтах четырех компаний (Triolan.com.ua, Makeup.com.ua, Silpo.ua, Lanet.ua) пользователи не могут удалить свои сохраненные данные.

  • 15 компаний (среди которых Makeup.com.ua и Silpo.ua) не описывают условия удаления аккаунта пользователя после прекращения договора / при  условиях не пользованием аккаунтом. То есть вероятно, что аккаунт будет существовать пожизненно.

  • 10 компаний (среди которых Prom.ua, «Новая почта», Eldorado.ua, Citrus.ua, Allo.ua, Makeup.com.ua, и Silpo.ua) не указывают, где и как они хранят данные пользователей. Как отметил Виталий Мороз, «нам бы не хотелось верить, что украинские компании могут хранить данные пользователей в недемократических странах» (Китай, Россия). А также добавил, что «мы не просим указывать точную географическую локацию, важно, чтобы была указана страна где находятся серверы».

 Экспертное исследование подготовлено ОО "Интерньюз-Украина» при поддержке Европейского Союза и Международного Фонда "Возрождение" в рамках грантового компонента проекта EU4USociety.

 Авторка: Виктория Лаврентий

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.