“Бизнес-чат”: от текстиля и аксессуаров до многоразовых масок. Сложности перенастройки бизнес-процессов во время карантина

23.04.2020
20045

Иллюстрация: Дарья Янченко

Мы запускаем новый видео-подкаст "Бизнес-чат",

Мы запускаем новый видео-подкаст "Бизнес-чат", в котором журналист Retailers Людмила Будина будет беседовать с представителями украинского малого и среднего бизнеса: об их взлетах и падениях, о том, как потерять все и начать заново, как найти свою нишу, казалось бы, в высококонкурентном сегменте и прочем. И мы не можем обойти реалии, хотим рассказать, как компании адаптируются во время карантина. Поэтому первый подкаст посвящен тому, как два украинских бренда по пошиву домашнего текстиля и аксессуаров начали шить маски. В частности, это Devo Home (шьет изделия из конопли) и Le Detail. Основательницы компаний Оксана Дево и Юлия Подобед (соответственно) рассказали в подкасте о том, как они ставили бизнес на новые колеса.


Падение продаж Le Detail ощутили еще до введения карантина

До карантина каждая из героинь имела собственный бизнес по производству изделий из текстиля. Бизнес остался, но привычное производство пришлось заменить на производство защитных масок. 

Юлия Подобед начала заниматься своим делом с 2014 году, до этого работала в PR-агентстве. Спустя два года на волне популярности украинских товаров вместе с бизнес-партнером она открыла "ламповую" мастерскую на два рабочих места и зоной под шоу-рум с аксессуарами. Со временем начали выполнять не только индивидуальные заказы, но и шить изделия на реализацию в магазинах. В 2019 году Le Detail реализовал около 5000 единиц продукции, к марту этого года мастерская сотрудничала с 20 магазинами в Украине.

По словам Юлии, падение продаж их мастерская ощутила еще до введения карантина, в начале года: "Половина января у нас всегда затишье. Первое, что я заметила, – у нас не было 14 февраля. Обычно у нас хорошие продажи в торговых центрах. Все как-то стараются порадовать друг друга. Такое впечатление было, что люди стали придерживать деньги". 

Заказов было мало и на 8 марта. По отчетам от магазинов, с которыми сотрудничает Le Detail, объем продаж снизился на 20-30%.

Маски шить мастерская начала с 5 марта, тогда был пошит первый образец. По словам Юлии, вначале их клиенты стали обращаться к ним за масками, позже расширить аудиторию помог Instagram. Сама Юлия считает, что маски, это, скорее, "успокоительная таблетка", средство украсить карантин, так как, по данным ВООЗ, маски не защищают от заражения вирусом.

Пошив масок – вынужденный шаг

Владелица Devo Home Оксана Дево говорит, что, по имеющимся у нее данным, конопляный наполнитель имеет бактерицидные, противогрибковые свойства, фильтрует воздух и сохраняет влагу. Первые маски были сшиты из материала, заготовленного для одеял. Из одного одеяла, к слову, можно сшить около 70 масок.

В текстильном бизнесе Оксана с 2013 года,  тогда вместе с сестрой и ее мужем решили заняться бизнесом по производству текстиля из волокон конопли. Сейчас у бренда есть шоурум, офис и склад. Devo Home производит не только домашний текстиль, но и одежду. Недавно бренд презентовал свою коллекцию в рамках Kyiv Fashion Week. Но с приходом карантина запланированные ранее проекты, в том числе и производство одежды, пришлось заморозить. 

То, что ситуация критическая, Оксана поняла, когда в Украине ввели карантин. "Объявили карантин – и я уже понимала по ситуации за границей, что скоро будет очень "весело", что всех уволят,  что у моих сотрудников не будет зарплаты и работы, и у меня тоже скоро все закончится", – говорит предпринимательница. Потому было принято решение шить защитные многоразовые маски, продажи которых стартовали 20 марта. С того времени бренд продал более 1000 масок. 

Переход на новые рельсы

Юлия Подобед говорит, что трудности начались тогда, когда производство пришлось перенести на удаленный режим из мастерской на Подоле. Предпринимательница рассказывает, что повезло, так как бытовая швейная машинка есть у нее дома. Еще два сотрудника мастерской также имеют нужное оборудование на дому. Идеями и выкройками коллеги делятся по видеосвязи. На начальном этапе им не хватило времени более подробно продумать само изделие, запустить тестовый образец, как до этого обычно делалось перед запуском нового товара. В итоге около 10% изделий пришлось перешить, на что также уходили дополнительные ресурсы и время. "Это очень важно, потому что мы со всеми клиентами потом пересекаемся при покупке других аксессуаров. Это вопрос репутационный. Как-то неудобно было говорить клиентам, что у нас нет резинок или регуляторов. Никого это не интересовало вообще", – говорит Юлия.

С карантином у Devo Home закрылся основной цех. Но Оксана Дево быстро нашла другой. "Мы были не готовы к такому количеству единичных заказов. У нас чек достаточно высокий, потому что стоимость одеяла дороже одной маски. Соответственно, раньше в день мы обрабатывали три заказа, а теперь – сто", – рассказывает Оксана. Это вызвало задержки в поставке товара клиентам, которые не понимали, почему им не перезванивают сразу после заявки, оставленной на сайте. Менеджеры работали до 11-12 ночи, рассказывает Оксана.

"Самое сложное – это напряжение и стресс, когда ты понимаешь, что не можешь обслужить клиента должным образом. Это создавало сильное напряжение у всего офиса. Ощущение беспомощности, когда ты уже все организовал, должен отдать 200 штук клиентам, а производство приносит 20. Менеджеры говорили, что уже не могут смотреть клиентам в глаза", – делится Дево.

Справиться с потоком заказов на маски было сложно и Le Detail, у которого никогда не было собственного отдела продаж. По словам Юлии, на обработку каждой единицы уходило много времени. Несмотря на высокий спрос, сравнять продажи март к марту не удалось. "Каждую единицу товара мы продаем самостоятельно, на это уходит много времени. Получается, что наши затраты больше. Условно сеть магазинов может продать в марте 600 единиц наших аксессуаров, а мы продали за полтора месяца чуть меньше 500 масок. Корпоративных заказов нет, половина магазинов с нами не рассчиталась еще за февраль", – делится Юлия. В Devo Home маски помогли сравнять продажи март к марту.

Волна на маски сходит

И в Le Detail и в Devo Home говорят, что в последние несколько дней начали возвращаться заказы на домашний текстиль. "Пошел спрос на другие вещи. На наш сайт стали приходить люди и у нас пошли продажи не только масок", – говорит Оксана. "Людям хочется чего-то для себя. Очень хочется вернуться к нормальной жизни", – добавляет Юлия Подобед.

 Автор: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.