Ритейл-ренессанс в Саудовской Аравии

16.08.2016
3393

http://riyadhconnect.com/

 

ОАЭ имеют статус королевы торговых центров. Все-таки там расположен один из наибольших в мире — Dubai Mall, общая арендуемая площадь которого составляет более чем 300 000 кв. м, а общая площадь эквивалентна 50 футбольным полям. Но сосед этого государства, Саудовская Аравия, вскоре может обогнать ОАЭ по общему масштабу и объему возможностей, пишет Arabian Business

Рынок розничной торговли Саудовской Аравии может стать достойным соперником ОАЭ, к тому же он растет довольно быстро, так как государство имеет наиболее сильную экономику на Ближнем Востоке.

Розничные продажи увеличились за прошлый год на 6,4% и достигли $96,3 млрд, согласно Глобальному индексу развития розничной торговли Kearney, а общая торговая площадь выросла на 5,6%, до 2,1 млн кв. м.

Эксперты в сфере ритейла в Саудовской Аравии утверждают, что сектор поддерживает резкий рост населения: численность населения в 30 млн по прогнозам возрастает на 1,6% ежегодно и достигнет 40 млн к 2050 году; при этом большинство (70%), согласно официальным оценкам, люди 30 лет и моложе, составляют первичную аудиторию рынка для предприятий розничной торговли.

В то же время агрессивная политика «саудизации» (saudisation — замена иностранных работников гражданами Саудовской Аравии), как ожидается, привлечет больше людей на рабочие места и повысит покупательную способность потребителей.

«В Саудовской Аравии всего много, — говорит Ричард Морли-Кирк, менеджер торговой группы Аль Футтам (Al Futtaim Saudi Arabia). — На сегодняшний день численность населения высока, и она станет еще больше».

«Город Эр-Рияд, по прогнозам, вырастет более чем до 7 млн человек к 2030 году и Джидда вырастет с 3 млн почти до 5 млн человек. Это много. Это больше, чем Сидней, больше, чем Дубай, больше, чем Берлин, и это только второй по величине город».

Благодаря молодому населению и высокому уровню рождаемости (около 500 000 человек в год) ключевой движущей моделью ритейла в Саудовской Аравии является, как это называют эксперты, «обустройство домашнего хозяйства».

Не удивляет то, что ритейлеры съезжаются в Саудовскую Аравию, а застройщики используют сотни тысяч квадратных метров под развитие торговых центров.

Например, Аль Футтам Груп строит «торговый суперцентр» Al Diriyah Festival City на 250 000 кв. м в Эр-Рияде в партнерстве с компанией по недвижимости Kayannat.

Источник фото: riyadhconnect.com

Поддержку в обеспечении торгового центра должна осуществить IKEA.

По словам Морли-Кирка, многие глобальные и региональные бренды имеют больше магазинов в Саудовской Аравии, чем где-либо еще: они сосредоточиваются не только на трех основных городах Эр-Рияде, Джидде и Даммаме.

«У Лендмарк Центрпоинт Груп есть 72 магазина в 36 городах государства по сравнению с 19 магазинами в Дубае», — говорит он, добавляя, что у Mothercare и H&M в два раза больше магазинов в Саудовской Аравии, чем в ОАЭ.

«В любой категории товара — продовольственные товары, мода, косметические средства — мы видим положительный результат в развитии от года к году. Ритейлерам нужно, чтобы критическая масса средств создавала хорошую отдачу от инвестиций, а в Саудовской Аравии мы можем получить это из-за огромного размера страны».

Морли-Кирк сообщает, что Аль Футтам, вышедший на рынок Саудовской Аравии два года назад, будет иметь 74 магазина по всему государству к концу этого года и планирует приумножить их количество в четыре раза, до 300 магазинов, в течение следующих пяти лет с акцентом на одежду и спортивные вещи.

«Саудовцы хотят покупать международные бренды, — говорит он. — На них существует феноменальный спрос, и некоторые из этих марок стремительно растут».

Он рассказывает о fashion-ритейлере Теде Бейкере, открывшем в прошлом году в Эр-Рияде свой первый магазин, который имел «феноменальный успех». По его словам, Саудовская Аравия осуществляет 60% международных онлайн-продаж бизнеса Бейкера.

Морли-Кирк отказывается рассказать, какую долю от общего объема розничной выручки Аль Футтам Груп получает от продаж в Саудовской Аравии, но указывает на то, что это центральный игрок регионального расширения группы и, следовательно, это самый большой рынок на сегодняшний день с точки зрения объема инвестиций, внесенных для последующего роста.

Компания Аль Футтам создает благоприятные условия для Саудовской Аравии, так как использует ее торговый рынок в качестве испытательного поля для новых концепций ритейла, тогда как раньше, по его словам, фирма бы выбрала для этого более развитые рынки, такие как в ОАЭ.

К началу 2017 года Аль Футтам планирует представить государству четыре глобальных продовольственных бренда, которые на данный момент не функционируют на Ближнем Востоке. Морли-Кирк отказывается их называть, поскольку меморандум о взаимопонимании был подписан, но сделки пока не завершены. Он указывает на то, что в настоящее время сектор обычных кафе в Саудовской Аравии имеет недостаточный уровень количества торговых услуг.

Еще одной причиной, по которой Саудовская Аравия открывает новые возможности для роста недвижимости застройщиков, является то, что половина ее торговых площадей остается за «неорганизованной торговлей» — традиционными базарами, угловыми магазинами, рынками — в отличие от официальных и крытых торговых центров.

В докладе компании AT Kearney сказано: «Саудовская Аравия до сих пор в значительной степени незадействована. Традиционные базары (bakalas) все еще владеют большой частью рынка, но там остается достаточно места для роста современного ритейла».

Самым большим торговым представителем в государстве является Arabian Centres, который имеет 17 торговых центров с общей арендуемой площадью в 1 млн кв. м. Он планирует открыть 12 новых торговых центров в ближайшие три-пять лет и в общей сложности 19 ТЦ в течение следующего десятилетия, фактически удваивая свою площадь и добавляя современный крытый ритейл во второстепенные города Джубайль, Кассим и Дахран, позволяя задействовать их на том же уровне, что и в главных городах.

Первыми двумя торговыми центрами на очереди являются ТЦ «Аль Ясмин» в восточной Джедде площадью 57 000 кв. м и ТЦ «Аль Хамра» в северном Рияде площадью 55 000 кв. м, который уже на 92% предварительно сдан в аренду до полного завершения строительства в марте.

ТЦ «Аравия Эр-Рияд» (Mall of Arabia Riyadh),который планируют открыть в 2018 году, призван стать флагманским торговым центром в торговом портфеле Arabian Centres. Он охватывает почти 260 000 кв. м с общей арендуемой площадью в 163 000 кв. м и должен разместить 336 розничных магазина.

Источник фото: arabiancentres.com

В заявлении за октябрь прошлого года пресс-служба Arabian Centres сообщила, что посещаемость в третьем квартале 2015-го увеличилась на 27% по сравнению с предыдущим кварталом и что это связано с «усилением торгово-развлекательной практики для посетителей» и дальнейшим ростом на 7% в течение сезона паломничества хаджж.

Годовой прирост посещаемости вырос в среднем на 10% в последние годы, и, по словам генерального директора Саймона Уилкока, компания ожидает сохранения и поддержания этого и в дальнейшем наряду с уровнем наполняемости в размере около 97%.

«Сегодня мы ожидаем и наблюдаем на рынке продолжаемый органический рост», — говорит Уилкок.

«Одежда является одним из наиболее быстрорастущих секторов в розничной торговле в Саудовской Аравии, так как он увеличивается приблизительно на 11% в год (согласно исследованию Аль Раджи Кепитал). Мы наблюдаем, что потребители тратят на 18% больше в течение последних 12 месяцев и что есть постоянный спрос со стороны международных ритейлеров, чтобы впоследствии переместиться на рынок Саудовской Аравии».

По данным доклада Global Wealth Report BCG 2015, финансовые показатели приватного сектора страны, как ожидается, достигнут $2 трлн к 2019 году.

Он также говорит, что политика «саудизации» (saudisation)предоставит рабочие места 3 млн работников на рынке торговли, в том числе возрастающее количество рабочих мест для женщин. «Это показывает новый значительный источник дохода для женщин, и все это предоставляет огромные возможности. Таким образом, усилия правительства помогли диверсифицировать экономику Саудовской Аравии вдали от ставок на нефть и инфляции, которые оказались на рекордно низком уровне — около 2,1%».

Уилкок указывает на то, что падение цен на нефть не оказало «никакого воздействия» на расходы, и говорит, что представители розничного рынка рассматривают Саудовскую Аравию как стабильную среду для торговли.

«Это не тот вид торговли, который вы видите по всему миру и где-либо в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Например, мы не подвержены капризам туризма и глубоким изменениям в экономике».

Тем не менее некоторые не верят, что Саудовская Аравия когда-либо станет прямым конкурентом ОАЭ. Агент розничной торговли в одной из крупнейших в мире консалтинговых компаний недвижимости, просивший не называть его имени, сообщает Arabian Business: «Рынок [в Дубае] действительно уникальный. В то время как сектор розничной торговли Саудовской Аравии, безусловно, быстро растет, я не вижу, что он когда-либо действительно бросит вызов рынку ОАЭ, который в значительной степени основывается на обеспечении туристических услуг».

«Большинство туристов, посещающих Саудовскую Аравию, это религиозные паломники, которые не уделяют большого внимания шопингу».

Уилкок соглашается: «Развитие наших торговых центров в государстве больше связано с коренным населением и направлено на него. Необязательно помещать аквариумы в большинстве наших общественных торговых центров, куда мы хотим привлекать клиентов три или четыре раза в неделю».

В сентябре прошлого года правительство объявило о своем намерении ослабить ограничения для иностранных инвесторов, чтобы позволить им владеть 100% предприятий розничной торговли, которые, как ожидается, привлекут новых игроков на рынок.

Даже если это государство не может затмить ОАЭ с точки зрения захватывающего фактора и международной привлекательности, Саудовская Аравия имеет убедительные основания для того, чтобы позиционировать себя как прибыльную необходимость в ближневосточных портфелях розничной торговли.

Источник: Arabian Business

Перевод: Валерия Дорош

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.