С 1 октября вступили новые правила продажи алкоголя в Украине: нужно указывать цифровое значение штрих-кода марки акцизного налога на алкогольные напитки. Как это повлияет на работу заведений?

04.10.2021
19302

Фото: Depositphotos

С 1 октября 2021 года начинает действовать приказ Минфина, который обязывает HoReCa печатать в чеке новые реквизиты при продаже алкоголя: штрихкод товара, цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога, так называемый акцизный код. Пока что за невыполнение этого требования штрафовать не будут, однако решение Министерства финансов, может негативно повлиять на работу ресторанов и баров, отмечают эксперты. 


Что изменилось?

Теперь нельзя просто “пробить” бутылку — отныне нужно указывать акцизный код в фискальных чеках при продажах алкоголя (кроме того, у которого нет акцизной марки, например, пиво) должны все рестораторы: как ФЛП, так и юридические лица. Акцизный код следует печатать на фискальном чеке при продаже алкоголя с акцизными марками нового образца. Для алкоголя без акцизных марок, указывать акцизный код не нужно.

Для программных РРО это требование частично было и раньше, а теперь нововведение затронет и традиционные железные кассовые аппараты. Ресторанам и магазинам, которые не имеют специального сканера придется вводить код вручную, что значительно замедлит рабочий процесс, отмечает руководитель по развитию продукта Вчасно.POS, Андрей Конишевский.

Основной целью этих изменений является отслеживание контрафактных продаж алкоголя. По словам гендиректора компании Nemiroff Юрия Сорочинского, почти половина рынка алкоголя в Украине находится в тени: малый и средний бизнес имеет 80000 лицензий на розничную торговлю алкоголем. При этом 70 000 точек продают его нелегально.

Нововведение отразится на работе ресторанов и баров

Для рестораторов это проблемное нововведение, ведь нужно наладить ПО и печать чеков, отмечает эксперт Ольга Насонова из “Ресторанного консалтинга”. «Главное, что ждет заведения — трудности продажи алкоголя на разлив и коктейлей. Бармены должны будут пробивать каждую бутылку алкоголя по штрих-коду, а при большом потоке это сделать трудно. Не во всех типах чеков технически может напечататься код», — комментирует Насонова.

Теперь при приготовлении коктейлей нужно помнить не только о рецептуре, ингредиентах и скорости приготовления, но и об акцизном коде, отмечает Андрей Конишевский. Однако его нужно вносить один раз при открытии новой бутылки. Если, например, в коктейле “Зеленый мексиканец” бармен использовал ликер из уже открытой бутылки, а текилу только открыл, то он должен отсканировать только акцизный код текилы, отмечает эксперт.

Кроме того, увеличивается нагрузка на бухгалтерию, многим ресторанам понадобится еще один бухгалтер. Поэтому часть рынка такое решение загонит в тень, считает Ольга. «Проще не пробивать алкоголь вообще, чем играться с каждой бутылкой», — говорит эксперт, имея в виду спикизи-бары и ночные клубы с большим потоком гостей. 

Штрафы за неправильную продажу алкоголя с 1 октября

Cогласно Указу №329 действует "льготный период" на печать чеков без акцизного кода на всех зарегистрированных "железных" РРО. Штрафов пока что не будет только за неуказанный в чеке акцизный код, отмечают в Poster. Штрих-код товара и QR-код по-прежнему обязательны.

Штрафы за недействительный чек в 2021 году

  • За первый чек: 10% от суммы чека.

  • За следующие чеки: 50% от суммы чека.

Штрафы за недействительный чек в 2022 году

  • За первый чек: 100% от суммы чека.

  • За следующие чеки: 150% от суммы чека.

Также владельцев заведений и сотрудников могут привлечь к административной ответственности за нарушение закона. Первый раз — это 34-85 грн для сотрудников, 85-170 грн — для должностных лиц. За повторные нарушения — 85-170 грн и 170-340 грн соответственно.

Каждый раз, когда появляются новые изменения в законодательстве и требования к предпринимателям, владельцам железных РРО нужно вручную перепрошивать каждый кассовый аппарат. То есть, придется пожертвовать временем и бюджетом на сервисное обслуживание. С программным РРО все гораздо проще. Поэтому рестораны и магазины, которые уже работают с цифровыми кассами, быстрее адаптируются к изменениям, отмечает Андрей Конишевский.

А что с алкоголем, на котором акцизные марки старого образца?

Акцизные марки со штрихкодом и QR кодом были введены постановлениями Кабинета Министров Украины № 74 и №97 от 12 февраля 2020. К этому времени использовались акцизные марки без штрихового кода. Сейчас в обращении находится определенное количество алкогольной продукции, маркированной акцизными марками старого образца. Каким образом реализовывать такую алкогольную продукцию после 1 октября? 

Алкогольные напитки, маркированные марками предыдущего образца (без наличия штрихового кода) реализуются без отражения штрихового кода, в пределах годности такого напитка к потреблению, отмечают в НРАУ (Национальная ресторанная ассоциация).

Таким образом, продажа, с 1 октября 2021, алкогольных напитков (срок годности которых не истек) маркированных акцизными марками старого образца, без указания в расчетном документе РРО и / или ПРРО сведений со штрих-кода марки акцизного налога (серии и номера), как и продажа алкогольных коктейлей с их использованием таким же способом, не будет считаться нарушением действующего законодательства.

Автор: Людмила Будина

Фото: Depositphotos

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.