McKinsey&Company: 10 тенденций, которые будут определять развитие продуктового ритейла в 2021 году

06.05.2021
5991

Фото: Depositphotos

Компания McKinsey&Company выпустила большое исследование посвященное рынку продуктового ритейла в Европе . Мы выбрали 10 трендов, которые, по мнению аналитиков, будут определять развитие отрасли в 2021 году


 

 

1. Рестораны возвращаются 

Во время пандемии продажи продуктовой розницы в Европе выросли более чем на 10%. Большая часть факторов, способствовавших этому росту, уменьшатся после пандемии, так что рынок в конечном итоге вернется к своему прежнему размеру плюс регулярный годовой прирост.  От 7 до 10 % потребителей ожидают, что после пандемии потратят больше на продукты и меньше на питание вне дома, чем до COVID-19. Кроме того, более половины потребителей в странах ЕС-5 (Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания) говорят, что они намерены продолжать делать покупки в интернете, по крайней мере, для некоторых из своих продуктовых потребностей.

2. Интернет становится основным каналом

Переход к интернету, вероятно, будет иметь наиболее заметные последствия в ближайшие годы. Хотя доля онлайн-продаж в Европе остается небольшой (5,6%в 2020 году), на ведущих рынках, таких как Великобритания (11,2%), Франция (8,3%) и Швеция (7,0%), он подскочил до высоких показателей. Интернет показал почти 20% роста рынка в 2020 году (около 40 % в Великобритании ), и в краткосрочной перспективе он будет увеличивать свою долю по мере того. Для продуктовых ритейлеров становится все труднее завоевать долю рынка без выигрыша в сети. И сохранение общей рентабельности по EBIT без увеличения прибыльности также будет проблемой.

3. Обычные супермаркеты теряют долю

До пандемии большинство супермаркетов в Европе либо теряли долю рынка, либо росли вместе с рынком. Форматы с четко выраженными ценностными предложениями, такие как доставка готовой еды, дискаунтеры, магазины шаговой доступности и интернет-магазины, стремительно развиваются и забирают долю рынка у традиционных супермаркетов. Мы считаем, что многие недифференцированные форматы супермаркетов требуют более четкого ценностного предложения, чтобы оставаться успешными.

4. Ценность снова король

Главную озабоченность руководителей продуктовых магазинов в Европе вызывает то, что потребители переходят на более дешевые продукты - 56% считают это одним из трех своих главных приоритетов на следующие два-три года. Кроме того, 17 % потребителей указывают, что они планируют перейти на менее дорогие продукты, чтобы сэкономить деньги в 2021 году, и еще больше людей ищут способы сэкономить деньги в более широком смысле. 

5. Более высокие требования к качеству продуктов в низких ценовых категориях 

Товары «первой цены» становятся все более качественными. Это происходит из-за того, что  потребители все чаще требуют хорошего качества даже по самой низкой цене. Многие продуктовые ритейлеры отреагировали тем, что за последние несколько лет перезапустили свои бренды и продукты «первой цены» с более привлекательной упаковкой и лучшим качеством. Во многих категориях товары «первой цены» становится все более неотличимыми от среднего ценового уровня. Эта тенденция сохранится, что приведет к значительному изменению баланса ассортимента - усилению представленности товаров «первой цены», меньшему количеству товаров недифференцированного среднего ценового уровня и дальнейшему увеличению товаров с добавленной стоимостью и товаров премиум-класса.

6. Забота о здоровье и органические продукты 

Потребители продолжают требовать органически сертифицированные и особо полезные для здоровья продукты, такие как полностью натуральные продукты растительного происхождения, с высоким содержанием белка и не содержащие ГМО. Европейский союз является вторым по величине рынком в мире для продуктов, произведенных в соответствии с органическими стандартами, после США. Наш опрос потребителей показывает, что потребители всех поколений, от миллениалов до бэби-бумеров, намерены придерживаться более здорового питания и заявили, что готовы платить больше за экологически чистые и полезные продукты.

7. Устойчивое развитие 

Тренд на устойчивое развитие уже зарождался в качестве важной темы до пандемии, и COVID-19 ускорил эту тенденцию. Доля экологически сознательных потребителей значительно увеличилась в 2020 году; например, в Германии рост составил 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы все чаще видим, как потребители соответствующим образом меняют свое поведение в отношении расходов. Неудивительно, 29% генеральных директоров розничных сетей ожидают, что устойчивость станет одной из трех главных тенденций в ближайшие годы. Ритейлерам придется сделать свои предложения и операции более устойчивыми.

8. Полуфабрикаты и готовые продукты

 Потребители хотят больше удобства, поэтому больше заказывают доставку и покупают полуфабрикаты. Этот потребительский сдвиг ускорился за последний год, и мы ожидаем, что несколько факторов будут продолжать его подпитывать: растущее число миллениалов, перешедших в домохозяйства и изменения, связанные с удаленной работой. COVID-19 оказал неоднозначное влияние: он увеличил доставку еды и полуфабрикатов, но количество готовых к употреблению продуктов временно сократилось.

9. Технология как отличительный признак

Исторически сложилось так, что технологии  в продуктовом магазине не рассматривались с такой же важностью, как другие функции, такие как управление категориями или цепочка поставок. Ситуация начала меняться, поскольку технологии и инновации становятся все более важными отличительными чертами. Эта тенденция поддерживается не только критически важной ролью онлайн-каналов и новых технологий магазинов, таких как беспрепятственные кассы, но и автоматизация цепочки поставок  для перехода к эффективности, подобной Amazon. Тем не менее, только около 20% генеральных директоров считают, что технологии и ИТ являются одними из семи их главных приоритетов.

10. Расширенная аналитика и путь к персонализации

Первая волна аналитики  достигла зрелости и продуктовые магазины перешли от экспериментов с данными к внедрению, как новому стандарту рынка. Многие продуктовые магазины вкладывают большие средства в аналитику и освоение конкретных вариантов использования, таких как ценообразование, массовое продвижение, и оптимизация ассортимента. Наши обсуждения с ритейлерами показывают что эта тенденция только началась. Например, расширенная аналитика позволит  перейти от массовых к персонализированным акциям и от гармонизированного ассортимента к ассортименту для конкретного магазина. Для дальнейшего масштабирования продуктовые магазины должны инвестировать не только в технические решения, но и в организационные возможности, позволяющие внедрять анализ данных в свои операционные процессы и бизнес-модели.

Фото: Depositphotos

Перевод: Юлия Белинская

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.