Максим Плющев, iPost: "Мне интересно масштабировать iPost почти по всему миру. Сначала потренируемся на ближнем зарубежье, потом – Европа"

24.02.2021
4041

Максим Плющев

В конце января этого года наше издание узнало, что совладельцы "Новой почты" купили 81,46 % уставного капитала “Айпост Прогресс” – управляет курьерской экспресс-службой доставки iPost. Это украинский стартап, основанный в 2016 году Максимом Плющевым и Сергеем Жмудем. Фактически это онлайн-платформа для курьеров и отправителей. Курьеры регистрируются в приложении iPost и работают по принципу: “взял заказ-доставил заказ”. Срок выполнения – от 30 до 120 минут. С каждой доставки iPost взимает комиссию. Основными клиентами iPost являются компании, которые продают товары через интернет-магазины.

Retailers поговорил с Максимом Плющевым о деталях сделки и планах "Новой почты" по развитию курьерской службы.


– Почему вы с бизнес-партнером решили продать долю в iPost? 

– Мы начали работать на рынке с февраля 2017 года. Такой инновационный сервис – экспресс-доставки – требует постоянно бежать впереди паровоза, дорабатывать новый функционал, держать руку на пульсе. Это требовало привлечение программистов, работа которых стоит недешево. Нам не хватало ресурсов на это. Также постоянно не хватало курьеров или заказов. В 2018 году наши деньги с партнером закончились и мы привлекли частного инвестора, который предоставил нам инвестиции в размере $150 000. Они помогли нам масштабироваться. Тогда мы начали усиленно наращивать клиентов по доставке в b2b сегменте – это небольшие интернет-магазины из разных сегментов, а также крупные компании – Liki24, Iqos (“Филипп Моррис Украина”), Glo, “Море пива”,  Love&Live (ранее Shopping Mall) и т.д. Мы научились выполнять быструю и точную доставку, нарастили функционал для клиентов бизнеса, и уже в июле 2019 года я поехал к одному из собственников “Новой почты” Вячеславу Климову предлагать интеграцию, чтобы расширить бизнес.

– То есть вы не рассматривали продажу, а только сотрудничество с “Новой Почтой”?

– Верно. Мы считали, что “Новой почте” можем предложить новую услугу быстрой (в течении 2-х часов) доставки и в удобное для клиента время. Это дало бы им и нашим службам рост заказов. Такой интеграцией мы планировали создать симбиоз в наших бизнесах, которые будут дополнять друг друга. После нашей встречи у Вячеслава Климова появилась заинтересованность в нашем проекте. Собственники "Новой почты" рассматривали разные варианты, и в итоге предложили купить у нас iPost.

После нашей договоренности на протяжении полугода “Новая почта” проводила due diligence (должная проверка компании, – ред.) в феврале 2020 года Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк выкупили 80% акций компании iPost.

– Вы упоминали инвестора, который вложил $150 000 в 2018 году. Какой была структура акционерного капитала на момент сделки с “Новой почтой”? 

– $150 000 долларов вложили два частных инвестора, но один постоянно проявлял активность в развитии, хоть и не являлся профильным, а другой исключительно выступал финансовым инвестором. Они не публичные личности.

Могу сказать, что частные инвесторы зашли в проект с условиями невыгодными для нас. Их бизнес-проекты совершенно в другом секторе, поэтому они не являлись для нас профильными инвесторами. Мы согласовали с ними их выход из проекта iPost, – для нас развитие сервиса значительно эффективнее с профильными инвесторами. 

– На каких условиях вы разошлись с ними и когда?

– Не разглашаем эту информацию.

– Сколько денег было суммарно вложено в развитие iPost до сделки с “Новой почтой”?

– Информация не разглашается.

– Какая сейчас структура акционерного капитала iPost?

– Сейчас 4 акционера в сервисе – Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк, у которых по 40,73% акций, и сооснователи iPost – это я и Сергей Жмудь – по 9,27% акций.

– Собственники ”Новой почты” предлагали выкупить 100%? 

– Да. Владимир и Вячеслав были не против сразу выкупить 100% компании. 

Но нам как сооснователям было важно оставить за собой доли. Собственники “Новой почты” разделили наше мнение, что iPost – наше детище и мы очень хорошо знаем, как дальше его развивать. Поэтому я продолжил развивать сервис на позиции CEO, а Сергей Жмудь – на позиции СTO (IT-директора).

– За сколько была продана доля компании? И в целом на каких условиях прошла сделка?

– Мы не можем назвать даже порядок цифр. Не можем разглашать информацию по сделке. 

– Но сделка была денежная? На момент покупки iPost “Новой почтой” был ли долг у сервиса? 

– Нет, долга не было. Мы были убыточны, но операционные убытки мы покрывали инвестициями.

– Это были привлеченные деньги или ваши с партнером?

– …. (спикер не ответил на вопрос).

Уточнение: после публикации Максим Плющев сказал: "Привлеченными деньгами покрывали операционные убытки".

– Какие планы нового акционера по развитию компании? Сколько было вложено инвестиций “Новой почтой” и сколько планируется еще вложить на развитие iРost?

– Мы не разглашаем информацию об инвестициях.

– А о планах по развитию iРost?

– Мне интересно масштабировать iPost почти по всему миру. Сначала потренируемся на ближнем зарубежье, потом — Европа, но моя мечта — запустить в США iPost и раскачать его по всем штатам, а дальше будем смотреть, — может быть страны Азии. Есть интересные и разные задумки и по другим проектам. Пока не буду раскрывать, что именно, иначе вам будет не интересно.

– Какие изменения произошли в iPost с февраля 2020, когда зашла “Новая почта”?

– iPost работает в основном в сегменте B2B. Наши клиенты – это интернет-магазины, которые интегрируются с нашей системой по API, что позволяет им создавать автоматически заказы через свои системы и управлять ими. У нас есть приложение iPost для физических лиц и на сайте можно оформить заказ в частных целях. Но пока что мы работаем с e-commerce, потому как мы не маркетплейс, мы не продаем со своего сайта. Среди известных компаний по категориям продуктов питания до карантина мы работали только с WineTime и GoodWine. В целом до пандемии мы доставляли все категории товаров, кроме продуктов питания из магазинов и готовой еды из ресторанов.

Когда начался карантин, мы активно пошли в товары срочного потребления – начали доставлять лекарства и продукты. В июле 2020 года у нас был интересный вызов, когда “АТБ-маркет” попросил iPost в двухмесячный срок масштабироваться с 20 до 300 городов Украины. Теперь мы выполняем доставку со всей сети магазинов АТБ (более 1200 магазинов, – ред.). Одна из наших реализованных амбициозных целей за прошедший год произошла, – мы являемся эксклюзивным подрядчиком для “АТБ-маркет”.

– На каких условиях? 

– Коммерческие условия с клиентами я озвучивать не могу. Для покупателя “АТБ-маркета” доставка стоит 49 гривен до 3 км и свыше 3 км – 80 гривен. Я считаю, что это доступная цена для быстрой доставки, которая осуществляется в течение двух часов, – сотрудники “АТБ-маркет” собирают заказ и отдают курьерам iPost на доставку собранные пакеты с товаром. 

Также мы интегрировались с “Сільпо” — выполняем доставку в 76 городах, а по Киеву мы снимаем у них пиковые нагрузки. Сети магазинов “Фора” и Varus также стали нашими клиентами в период карантина.

К лету 2020 года мы начали сотрудничать с “Фокстротом” по доставке электроники. Теперь курьеры доставляют товар покупателю из ближайшего магазина в течение 2-х часов в 90 городах Украины. Новый сервис понравился и компании “Фокстрот”, и получателям доставки, ведь ранее на рынке доставки электроники не было услуги быстрой доставки. Теперь мы заняли эту нишу и другие сети магазинов электроники обратились к нам за сотрудничеством. 

– Насколько увеличилось количество доставок во время карантина?

– Цифры я вам в деньгах не озвучу, но могу сказать, что по сравнению с 2019 годом мы выросли на 270% по количеству доставок. Карантин “подул в паруса” нашему сервису – мы оказались в нужное время в нужном месте. Сейчас у нас около 20 000 клиентов.

Также очень актуальна в период карантина была подработка для украинцев. Доставки через наше приложение выполняли люди разных профессий. За период карантина наш курьерский ресурс вырос почти в 4 раза. 

– И сколько сейчас курьеров работает в компании?

– Курьеров достаточно для того, чтобы справляться с быстрыми и точными доставками. По количеству курьеров информация не разглашается. 

– Как построено взаимодействие с курьерами?

– Среди курьеров мы выстраиваем мотивацию так, чтобы им было выгодно доставлять с учетом расходов на транспорт, амортизацию и т.д. Мы сейчас постепенно начали брендирование курьеров (маска, бейдж и чехол на рюкзак). 

У каждого из них формируется свой рейтинг — если курьеру поставят плохую оценку или если он не вовремя доставит товар, то система снижает рейтинг и к нему меньше кредит доверия. Если плохие отзывы повторяются, то наш отдел качества таких курьеров банит. Мы курьеров ценим, стимулируем к хорошей работе, проводим конкурсы. Мы их называем“Айпостмены”  — они наши супергерои.

– Насколько перспективен украинский рынок доставки? Во сколько вы можете его оценить? 

– По моей оценке общее количество отправлений почтовых и курьерских служб в 2020 году составило 445 миллиона, из которых 10% — это адресные доставки (45 миллиона) и 4% – доставка внутри города (17,8 миллиона). Ежегодно рынок доставки товаров растет приблизительно на 35%, а ежегодный прирост рынка доставки товаров из ресторанов и супермаркетов в период карантина вырос в 3-4 раза.  

Я уверен, что потенциал быстрой и точной доставки огромный. В условиях динамично меняющегося мира мы помогаем людям сохранить время для важных дел.

Автор: Александр Шарипов

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.