В выигрыше из-за пандемии: как в Украине велоиндустрия переживает карантин

21.10.2020
2707

Фото: Eric Crawford / unsplash

Карантин и пандемия негативно повлияли на многие бизнесы из разных областей. Закрываются магазины, рестораны, отсутствует возможность путешествовать. Но есть некоторые сферы, которые, напротив, смогли вырасти в карантин. Среди них — велосипеды и электротранспорт.


Тенденция в мире

В мире дефицит велосипедов на розничном рынке возник в середине лета. Спрос на этот вид транспорта начался с начала пандемии. Многие магазины по всему миру распродавали велосипеды сразу же, как только к ним приходила новая партия.

Совладелец компании Turin Bicycle (магазины расположены в Чикаго и Денвере) Ли Катц заявлял, что распродал все модели, стоившие менее $1 000. «Я в этом бизнесе 55 лет, прошел через много взлетов и падений. Ничего подобного никогда раньше не случалось», — отмечал бизнесмен в комментарии изданию Financial Times.

Чтобы удовлетворить спрос некоторые ритейлеры продавали подержанные велосипеды. Так поступили в Decathlon — компания покупала их, ремонтировала и перепродавала.


Дефицит возник в основном на бюджетные модели. Для многих велосипед стал альтернативой езды в городском транспорте, где риск заразиться коронавирусом выше. Также велосипед покупали те, кто был отправлен в неоплачиваемый отпуск. Трафик на дорогах во многих городах мира упал в связи с локдауном.

Производители не могли увеличить выпуск велосипедов из-за мер принятых для снижения распространения коронавируса. На заводах соблюдалась социальная дистанция, некоторые сотрудники решили самоизолироваться. Также был перебой с поставками велосипедов. Два крупнейших в Азии производителя —  Китай и Тайвань, оказались в числе стран, которые первыми ощутили последствия пандемии. Это привело к масштабным сбоям в их цепях поставок, а также закрытию заводов и портов.

Бум в Украине

В Украине ситуация не отличалась от той, что была в других странах. «Наблюдая ситуацию по отношению к индивидуальному транспорту в Европе во время пандемии, я понимал, что что-то подобное произойдет и у нас», — говорит владелец сайта veliki.ua и сооснователь сервиса по прокату велосипедов Bike Now (ранее Next Bike; запустился в марте 2020 года — ред.) Алексей Кушка. По словам Алексея Кушки, с апреля по май спрос на велосипеды вырос в 2-4 раза, в зависимости от периода и сегмента.

Владелец другого интернет-магазина veliki.com.ua Михаил Калужинов говорит, что к такой нагрузке никто готов не был. «В период жесткого карантина трафик сайта вырос вдвое, против докарантинных прогнозов в 30%», – делится Калужинов.

Спросом пользовались бюджетные модели велосипедов — до 12 000-14 000 грн. «Когда закончились велосипеды наиболее востребованных и популярных марок — начали продаваться и не популярные», — говорит Михаил Калужинов. По словам Алексея Кушки, велосипеды стоимостью до 10 000 грн покупали для того, чтобы добираться на работу. «От 20 000 грн покупали для прогулок и занятий спортом, так как какое-то время не работали спортивные залы».

Подержанные велосипеды. Житель Киева Лев решил купить велосипед во время карантина, чтобы добираться до места рабочей развозки. «В начале карантина смотрел велосипеды на OLX стоимостью до 4000 грн. Предложений было много как по Киеву, так и в целом по Украине. Когда зашел на платформу через месяц – в этом ценовом сегменте остались только детские велосипеды», — говорит Лев. В OLX отмечают, что на платформе покупали как новые так и подержанные велосипеды. Спрос на последние был выше. В период с марта по сентябрь в Днепропетровской области заказали б/у велосипедов на 27% больше, чем новых, в Харьковской — на 15%, в Киевской — на 14%.

В Киевской области пиковый спрос на подержанные велосипеды был в мае. По данным OLX Доставки — средний чек тогда составлял 3 280 грн. В последующие месяцы он вырос, и в августе был равен 4 166 грн.

Во Львовской области бум спроса на велосипеды пришелся на апрель. Средний чек — 4 490 грн. В последующие месяцы количество заказов несколько снизилось. Также в Ивано-Франковской области в апреле по сравнению с маем выросло количество покупок велосипедов на 61%.

Ремонт. Алексей Кушка из veliki.ua добавляет, что во время карантина были востребованы и услуги вело-мастерских. По его словам, спрос вырос тоже в 2-4 раза.

Водители электросамокатов насмерть сбивают людей. Как с этим бороться? -  Это интересно - Шняги.Нет - познавательно-развлекательный блог.  Знаменитости, Юмор, Приколы, Видео

Фото: shnyagi.net

Электротранспорт. Эта категория стабильно растет последние три года на 150-200% в год. «В 2020 динамика продаж с марта по октябрь увеличивалась согласно трендам сезонности», — говорит руководитель департамента терминалов, экосистем и электротранспорта ГК «Алло» Евгений Кушниров. По его словам, спрос на электротранспорт припадал на период с мая по август. Средний чек составлял 15 000 грн.

Заместитель руководителя департамента «Потребительская электроника» направления «Центре техники» («ЦеТе») сети «Эпицентр» Антон Заниздран говорит, что в январе-сентябре продажи электро-велосипедов выросли на 253% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Впервые за 4 года спрос на электро-велосипеды продемонстрировал столь стремительный рост. Пик продаж пришелся на июнь-июль, а в конце сезона в некоторых поставщиков даже наблюдался дефицит товаров», — отмечает топ-менеджер.

Карантин изменил взгляд потребителя на категорию электротоваров, говорит Евгений Кушниров. «Большинство покупателей смотрели на электротранспорт как на развлекательные и даже подростковые гаджеты. Во время пандемии он он стал одним из основных средств передвижения. Кроме того, на электротранспорт обратил внимание бизнес, связанный с доставкой товаров населению», — говорит он.

В Украине электротранспорт — это относительно новая категория, говорит Кушниров, тем не менее, последние три года в компании наблюдают стабильный рост этой категории примерно на 150-200% в год. Спад продаж начал наблюдаться в октябре.

В августе Bolt запустил в Киеве прокат электросамокатов. «Мы тоже планируем развивать прокат электросамокатов Kiwi. Нас ждет большое развитие этой отрасли в Украине, потому что сейчас мы минимум на три года отстали от Европы», — говорит Алексей Кушка.

Перспективы рынка

Из-за огромного спроса велоиндустрия столкнулась со сбоями поставок велосипедов. «Удовлетворить этот спрос одно время было невозможно, поскольку на фоне пандемии все отгрузки из Китая были приостановлены. Со складов в Украине выгребали все что можно, и к концу июня - началу июля на складах практически не осталось велосипедов», — говорит Алексей Кушка.

Через время поставки возобновились — начали ввозить в Украину модели велосипедов 2020 года. Сейчас в этом сегменте сезонное затишье. «Те кто хотел купить велосипед  как средство передвижения во время пандемии — сделали это в начале года. Сейчас велосипеды больше покупают на подарок», — говорит Алексей Кушка.

Однако этой осенью, в отличие от предыдущих лет, продавцы не предлагают скидок на велосипеды. «Нет потребности освобождать склады — они полупустые», — говорит Михаил Калужинов. По словам Алексея Кушки, когда поставки наладятся — наладятся и продажи велосипедов, поскольку ситуация с пандемией не заканчивается, а жителям нужно индивидуальное средство передвижения.

Автор: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.