“Ритейл просядет и онлайн его не спасет”, – Николай Палиенко, EVO, для zoom-интервью

06.05.2020
25446

Издатель Retailers.ua Юлия Белинская проводит серию видео и звуковых подкастов с первыми лицами бизнеса из сферы розничной и интернет-торговли, предпринимателями и экспертам. Запись проходит при помощи приложения Zoom. В этом выпуске – интервью с основателем Evo (Prom.ua, Bigl.ua, Shafa.ua, Crafta.ua, Kabanchik.ua, Vchasno.ua ) Николаем Палиенко.


В интервью он рассказал, что:

  • за счет карантина продажи товаров на маркетплейсе выросли на 20%, а спрос на услуги электронного документооборота Vchasno.ua увеличился в 3 раза;
  • спрос на товары уже стабилизировался – и розничные клиенты постепенно возвращаются к привычному образу жизни, например, покупают одежду, а не только маски и туалетную бумагу;
  • карантин станет спусковым крючком для многих ритейлеров, чтобы всерьез заняться омниканальной бизнес-моделью;
  • e-commerce рынок не стал панацеей для ритейла, а его развитие будет во много зависеть от покупательской способности, если падение будет глубоким, то электронная коммерция пострадает так же, как и другие бизнесы;
  • какого эффекта удалось достичь благодаря слиянию с Rozetka.

Мы приводим расшифровку Zoom-интервью. Посмотреть его можно на нашем Youtube-канале.

 –  Всем привет! Это Zoom-интервью, и я – его ведущая Юлия Белинская, издатель Retailers.ua. В этом проекте я приглашаю на интервью первых лиц и экспертов ритейла. Сегодня у меня в гостях Николай Палиенко. Он – один из старожилов украинского рынка e-commerce, один из тех, кто основал Prom.ua. Потом это развилось в масштабный холдинг и теперь это маркетплейсы Bigl.ua, Crafta.ua и маркетплейс услуг “Кабанчик”. Сейчас Prom и Розетка – одна компания.

И можно сказать, что это самый важный и крупный игрок на рынке электронной торговли Украины. Поэтому я пригласила Николая, ведь сейчас очень много говорят об онлайне, интернет-торговле, и я надеюсь, что он развеет мифы,  расскажет, как обстоят дела на самом деле. 

Коля, спасибо, что согласился. И первый вопрос, который всех интересует. Рынок онлайн- и интернет-торговли во время карантина стал чуть ли не панацеей  для бизнеса. И в хорошем смысле, и в плохом, потому что для бизнеса, который закрылся, он стал единственным каналом,  который приносит какие-то живые деньги. Но, с другой стороны, это рынок достаточно конкурентный, и чтобы ты вот так вышел и заработал, так не бывает.  Мы уже два месяце на карантине и  можно делать трезвые выводы. Как обстоят дела?

– Да, уже 50 дней мы на карантине. Как обстоят дела на рынке электронной коммерции? Сейчас это один из немногих каналов, где можно купить все, кроме еды. Хотя уже даже супермаркеты пошли в интернет и начали продавать продукты дистанционно. Доля продаж в онлайне сильно выросла. Мы всегда создавали возможности для предпринимательства, и  сейчас эта миссия звучит сильно и мощно, потому что для многих предпринимателей мы остались единственным каналом [продаж]. В Украине ситуация хорошая. У нас есть бизнес в Казахстане, и там власти даже придушили электронную коммерцию. У нас додумались не делать жестких мер, которые бы сделали невозможной электронную и дистанционную торговлю. И мы сидим не в таком жестком карантине, как в других странах. Хотя ситуация с больными в том же Казахстане гораздо лучше, чем в других странах. В целом мы видим рост, и если бы не было кризиса, то рост был бы ниже на 20%. Но это не рост в разы. 

– Это 20% рост продаж?

– Да, 20% это рост от нашей нормы. Но это не является панацей.

– Ну, как сказать. Для тех, кто потерял от 50% до 100% дохода, рост 20% звучит хорошо.

– Ситуация в ритейле не очень хорошая и даже электронная коммерция не всегда всех спасает. Понятно, что ритейл просядет, и онлайн его не спасет. Все же офлайн был большой и он просядет. Надеемся, что через время бизнес восстановится. Мы понимаем, что ритейл –  один из больших работодателей, и если он не вернется, то не будет денег на покупку и будет плохо уже всем. Хочется, чтобы ситуация начала нормализоваться, и к этому есть предпосылки.

– Что происходит с трафиком, с регистрацией новых мерчантов?

– Новых мерчантов сильно больше не стало. Буквально рост  на несколько десятков процентов. Но они стали более серьезными.

– Я хочу обозначить, что супермаркеты “Фора” запустили свой интернет-магазин на Prom.ua.

– Да. Многие игроки, которые почему-то не шли в онлайн, за это время начали туда двигаться. У нас есть такой проект “Вчасно”. Это электронный документооборот – там количество новых компаний выросло в три раза. Бухгалтеры массово перешли, у них свой ecommerce.

– Кто занимается бизнесом, тот знает, что такое бумажный документооборот. Таким образом, можно говорить, что карантин стимулировал развитие электронных сервисов?

– Да. И мне кажется, что после кризиса больше ритейлеров быстрее придут  к омниканальности. И если бы у них была омниканальность, то кризисы они бы переживали быстрее. И мы видим, как локальные мелкие бизнесы стали омниканальными – они повесили телефоны, вайберы, номера доставки. Хотя это не очень удобно, но я думаю, что больше бизнесов станет омниканальными. Но это длинный процесс, и за два месяца это не произойдет.

– Это как стимул.

– Да, и все боятся, что ограничения могут возникать, что ситуация может повторяться. И возможно, что через четыре месяца опять закроют. И мы живем в такой момент, когда никто не может предсказать, как будет вести себя правительство, вирус, какой будет наша реакция на этот вирус. 

– Хорошо. По крупным игрокам, которые выходят в онлайн. Вы их рассматриваете как конкурентов? Или вы думаете, что  чем больше людей в онлайне, тем лучше для конкуренции всей отрасли?

– Мы хотим, чтобы они шли продавали на наших платформах. “Розетка” сама продает, но мы сами ничего не продаем. Мы только помогаем десяткам тысяч предпринимателей выставить свои товары в онлайне, и мы думаем, что крупные игроки будут представлены и на нашей площадке в том числе. Здесь, мне кажется, мы не боимся конкуренции, и как инфраструктура, скорее, выиграем.

– Мой следующий вопрос касается товарных категорий. Во время карантина было много данных по категориям – что росло, что падало. Вначале был ажиотажный всплеск на маски, санитайзеры, гречку. И, наверное, по ним спрос выровнялся. Может, расскажешь, какие категории выросли, а какие – просели?

– Вначале медицина “бахнула” вверх. Было много и спекуляций, мы пытались с этим бороться, удалять вопиющие случаи повышения цен. Но сейчас все выровнялось, спрос нормализовался. Сильно сначала вырос “фитнес”, люди покупали кроссовки, коврики для йоги, и выросло все для обустройства домашнего офиса. Но сильно просела одежда.

– Я вот одеваюсь только для ZOOM-интервью.

– Люди стали выходить на улицу, и одежда стала восстанавливаться. За одежду мы сильно опасались, что люди уйдут в режим экономии, одежда – вещь, которая нужна постоянно. Эта категория была лидером и до кризиса. Сейчас и погода поменялась, и одежда вернулась. Для нас это хороший знак. Сейчас сезон, и для дачных категорий все хорошо.

–  На сервисе “Кабанчик” вы запустили доставку “чего угодно” как ответ рынку. Как вы собираетесь развивать этот сервис в дальнейшем?

– Это был эксперимент. Мы действительно реагировали на спрос. Мы увидели, что доставка сильно выросла в первые дни. Сейчас она вернулась на начальные уровни. Для нас это был эксперимент, и мы понимали, что больших цифр мы не увидим. Но дальше в более спокойном режиме будем продолжать эксперимент на базе “Кабанчика”. Что касается всей сферы услуг, сначала все просело. Потом жизнь стабилизировалось. Сейчас люди что-то ремонтируют, вызывают клининговые услуги. И категория для строительства – одна из самых быстрорастущих услуг на Prom.

– Еще одна ваши инновация – это безопасная оплата от Prom.ua. Это то, чего ждал рынок. Если вы не знаете, это услуга, когда маркетплейс выступает гарантом того, что деньги поступят покупателю и он получит товар. Много есть мошенничеств по переводам на карту, а безопасность оплаты – это то, что должно повысить доверие к интернет-торговле. Запуск связан с карантином? Что вас подстегнуло запустить услуги, или вы занимались этим давно и так совпало, что запуск пришелся на этот период?

– Мы задолго начали это делать. В принципе, этой истории уже несколько лет. Изначально, мы делали “покупку без риска”  на стороннем решении. И нам не все там нравилось. И мы с “Розеткой” решили, что нам нужно делать свою финансовую инфраструктуру. Начали больше года назад. Это длинный процесс. Мы занимаемся тем, чтобы обеспечивать платежи на нашем маркетплейсе и делать это с помощью собственной инфраструктуры. Это позволяет делать лучше для клиента. К тому же, не все продукты, которые мы хотели, могли делать на сторонней инфраструктуре.

Запуск нашего проекта совпал с карантином, но за такие короткие сроки никто бы его не запустил. И сейчас делаем акцию совместно с “Новой почтой” –  предоставляем бесплатную доставку вместе с  безопасной покупкой. Так мы решаем много задач – и стоимость, и безопасность. И мы видим хороший отклик, надеемся что через год-два [эта услуга] станет основном способом покупки на нашем маркетплейсе. 

– Вы не планируете развивать платежного оператора как отдельный бизнес или будете развивать как свою инфраструктуру?

– Пока мы такой задачи не видим. У нас много своих проектов. В принципе, конкуренция на рынке этих сервисов очень большая, и я не думаю что мы когда-нибудь выйдем на этот рынок. Но все может быть. Пока не планируем.

– Расскажите о вашем слиянии с “Розеткой”. Удалось ли получить синергию, нет ли конкуренции между вашими площадками?

– Сейчас в этот кризис синергия лучше всего видна. И для продавцов, и покупателей мы являемся тем местом, где можно что-то продать или что-то купить. Плюс мы стали тем местом, где можно развивать инфраструктуру. И для нас это будет стоить дешевле, чем делать по-отдельности. Основная наша задача – обезопасить рынок от внешнего влияния, чтобы сюда не пришел крупный игрок, а был локальный и сильный внутренний игрок, и мы эту задачу выполняем. 

– Насколько я знаю ваших мерчантов, они создают свои площадки и на Prom и “Розетке”?

– Да, мы создаем им возможности чтобы это делать легче и они продают и там и там.

– У меня осталось два вопроса. Первый – прогноз по итогам года. Все предрекают, что после карантина нас ждет экономический кризис. Как это отразится на рынке e-commerce?

– Юля, ты ответила на этот вопрос в принципе. Все будет зависеть от глубины падения. При небольшом падении он вырастет. При большом падении будет совсем все плохо и в том числе – в сфере ecommerce. Мы думаем, что в плане доли рынка e-commerce отыграет у офлайна. Сейчас многие привыкают покупать в онлайне и многие останутся.

– Какие изменения карантин внес в стратегию вашего бизнеса и какие есть выводы и уроки?

– Мы стали чуть осторожнее. У нас были большие планы, и мы стали осторожнее относиться к развитию. Некоторые продукты мы отложили к запуску. У нас был в планах тревел-бизнес, но сейчас здесь больше всего вопросов. В целом мы строим инфраструктуру и основные вещи, которые планировали, будем  продолжать делать – развивать ecommerce в Украине и делать так, чтобы предприниматели больше продавали. Основной урок – работать удаленно можно, и это не так сложно. Мы за три дня полностью перешли.

– И не собираетесь обратно?

– Мы рассматриваем разные возможности. Конечно, есть и минусы, но работать так можно. И, возможно, часть людей останется [на удаленке], офисное пространство оптимизируем.

– Ваш лендлорд не очень обрадуется услышав наше интервью.

– Был большой дефицит на рынке [офисной недвижимости], и я думаю, что большой катастрофы не будет и большинство вернется в офис. Но гибкость, она появится. Мы понимали, что год-два – и мы не поместимся в новом офисе, однако сейчас уже есть новые решения. Кризис научил, что нужно иметь деньги на черный день, как бизнесу, так и людям. И иметь гибкость для запуска новых активностей.

– На этом все. Это было zoom-интервью с Николаем Палиенко. Спасибо, что посмотрели нас слышали или прочитали. Если вам понравилось наше интервью – поставьте лайк, отправьте ссылку другу, подпишитесь. И до новых встреч.

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.