Морской фрахт из Китая вырос в три раза с начала года. Что нужно знать импортерам о доставке по железной дороге

25.03.2021
7639
Партнер проекта

С января 2021 года  морской фрахт из Китая существенно подорожал. Доставка по железной дороге может стать альтернативой морскому пути. Перевозка товаров из Китая в Украину на поезде имеет свои особенности. Рассказываем какие именно.


Традиционный путь доставки товаров из Китая в Украину — по морю — существенно подорожал с начала этого года. С января 2021 года стоимость морского фрахта из Китая за один TEU (сорокафутовый контейнер) составляет  до $9000−10 000, что втрое дороже по сравнению с маем 2020 года. Это стало толчком для развития железнодорожного сообщения между Украиной и Китаем.

Проект прямого железнодорожного сообщения Китай-Украина поддержали китайские власти. “В начале 2020-го года китайское правительство начало дотировать перевозки этим контейнерным поездом в Украину по своей территории, существенно снизив их стоимость. С июня в Украину начали прибывать нерегулярные контейнерные поезда из Поднебесной”— рассказал Виктор Шевченко, совладелец группы логистических компаний Zammler, которая является единственным в Украине официальным партнером оператора поезда.  Среди первых украинских заказчиков были клиенты, которых подгоняло транзитное время и срывы контрактов.

В июле начал курсировать регулярный поезд китайского оператора East Linе. За полгода компания Zammler вместе с партнерами сформировала 17 прямых контейнерных поездов из Китая в Украину и сейчас активно работает над обратным направлением. 

«Статус партнера дает нам ощутимые преимущества, – говорит Виктор Шевченко. - Это и  специальные ставки от китайского ж/д оператора и гарантированное наличие мест. Также мы не только обеспечиваем большую часть загруженности поезда, но и предоставляем клиентам все необходимые сопутствующие услуги. Работу существенно облегчает то, что у Zammler есть в Китае собственное представительство. Мы обеспечиваем оформление всех необходимых документов, можем осуществить “доставку под ключ” - забрать груз у китайского товароотправителя, провести его сюрвей (проверку количества, качества и т.д.), предоставить складские услуги (хранение, переупаковка, стикеровка), провести таможенное оформление, привезти в Украину и доставить на склад клиента." 

Среди товаров, которые доставляются железной дорогой - кондиционеры, обувь, игрушки, оборудование,  Точки отправления из КНР: Цзиньхуа, Цзинань. Украинская сторона принимает грузы в Киеве на терминале «Лиски» с возможностью дальнейшей доставки “до дверей” получателя.

Сейчас открыт сбор заявок на следующие составы:

  • 9.04, 23.04 Цзиньхуа - Киев

  • 15.04, 29.04 Цзинань - Киев

При экспортных отправках Украина-КНР контейнера могут отправляться  как с терминала "Лиски" в Киеве, так и с ж/д станции отправителя. Если клиенту необходимо доставить в КНР  40+ контейнеров - можно укомплектовать и отправить состав вне расписания.

Железнодорожная перевозка происходит быстрее: 18−20 дней против 45 по морю. Но доставка контейнерным поездом все еще дороже морского пути, примерно на 30%. Также то, что пока все поезда прибывают только на терминал Киев «Лиски» не всегда удобно для импортеров. Этот терминал имеет ограничения по количеству принятых поездов.

Доставка по железной дороге имеет ряд особенностей. А именно:

  • Поезд пересекает 4 границы. У каждой страны свои правила и требования. Например, есть определенный перечень товаров, запрещенный к транзиту по территории стран.Для таможни каждой страны нужно готовить отдельный перечень документов, которые в случае необходимости, нужно быстро переделать.

  • Не все товары совместимы для перевозки в одном контейнере по температурному режиму, скорости порчи, опасности груза. В некоторых китайских провинциях есть определенные требования к грузу — ограничение по количеству кодов ТН ВЭД (различных товаров) в одном контейнере, по наименованию грузов по количеству отправителей и тому подобное. 

  • Стопроцентная предоплата для новых клиентов из Китая. В морском фрахте действует правило — пока отправитель не даст согласие на отправку документов на груз (коносамента), то получатель их не увидит, потому что документы отправляются по почте или пересылаются в электронном виде. Таким образом  отправитель контролирует свой товар — если получатель полностью не заплатил, то груз не получит. В контейнерном поезде документы едут вместе с грузом и получатель их в любом случае получит. Поэтому китайские отправители, пытаясь обезопасить себя, требуют стопроцентную предоплату от новых покупателей.

По мнению Виктора Шевченко железнодорожные перевозки из Китая можно удешевить и облегчить. Для этого нужно увеличить экспорт. При загрузке контейнеров в обратном направлении цена перевозки упадет. Также упростят логистику дополнительные пункты прибытия и отправления поезда. А введение в Украине международной электронной товарно-транспортной накладной и цифровых транспортных коридоров позволит упростить документооборот и снизить финансовую нагрузку на логистику. 

Таким образом, развитие железнодорожных перевозок из Китая позволит Украине раскрыть свой логистический потенциал.  Так, к Европе на перевозки товаров поездом приходится 45% от всего грузооборота, в Украине —1,5%.  

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.